
Ысыах
Как встречают Новый год в самом холодном регионе России.
В далёкой Якутии, где зима царит большую часть года, приход лета встречают особым праздником — Ысыах. Этот древний обряд совпадает с летним солнцестоянием, которое наступает 21 июня, когда северное солнце достигает своего пика, а природа раскрывает свою силу. В этот момент люди собираются вместе, чтобы встретить новый жизненный цикл, наполненный светом, теплом и надеждой.
Празднование длится несколько дней, ведь Якутия — край необъятных просторов, и многим приходится преодолевать сотни километров, чтобы собраться всей семьёй. В последние годы даты Ысыаха иногда сдвигают для того, чтобы выбрать наиболее удобные площадки для торжества. В 2022 году в праздновании участвовало более 230 тысяч человек, а традиция отмечать этот день вышла далеко за пределы республики — теперь Ысыах проводят даже в Москве и Санкт-Петербурге, где живут якутские диаспоры.
Этот праздник сравнивают с Новым годом, ведь он символизирует начало нового этапа, благодарность природе и солнцу, торжество обновления. Считается, что в дни Ысыаха божества спускаются на землю, наблюдают за людьми и принимают их дары. В честь этого на месте торжества устанавливают и украшают айыы сэргэ — священные коновязи (приспособления для привязывания лошадей на открытом пространстве, представляющие собой столб с кольцами или ряд вбитых кольев, соединённых натянутой верёвкой), символизирующие связь с высшими силами. Их можно увидеть не только на празднике, но и рядом с домами, скотными дворами — как знак божественного покровительства. По традиции, айыы сэргэ нельзя срубать — они должны сами прийти в негодность, а затем их заменяют новыми.
Каждый год, когда солнце достигает своего пика, наступает время древнего обряда — символической битвы старого и нового года. Среди собравшихся выбирают двух юношей. Одного облачают в шкуру чёрного жеребёнка — он воплощает уходящий год, отживший своё, несущий в себе все пережитые тяготы и радости. Второго наряжают в шкуру белого жеребёнка — он символизирует начало новой жизни, обновление и надежду. Между ними разворачивается борьба, которую все наблюдают с затаённым дыханием. Но исход битвы предрешён — сколько бы ни боролся чёрный дух, он неизбежно уступает белому. Новый год вступает в свои права, принося свет, тепло и процветание.
Но просто встретить новый год недостаточно — необходимо избавиться от прошлого, освободить место для грядущего. Поэтому в эти дни заменяют старые вещи — веник, лопату, утварь. Особенно важен обряд с огнём: в костёр бросают старую кочергу, веря, что именно на ней старый год уезжает прочь.
Среди главных символов праздника — кумыс, напиток, без которого невозможно представить Ысыах. Его пьют, окропляют им жилища, скот, приносят в жертву духам, прося защиты и благополучия. Кумыс символизирует процветание, здоровье, силу рода.
Другой важный ритуал — кормление огня, солнца и неба. Якуты верят, что именно эти стихии дают жизнь, тепло и возможность существовать в суровом северном краю. Поэтому с самого начала праздника разжигают костры, которые не гаснут, пока длится Ысыах. Они олицетворяют гостеприимство, защиту и связь с предками.
Но, пожалуй, самым зрелищным моментом становится осуохай — массовый хоровод, в котором участвуют все желающие. Люди берутся за руки и движутся по кругу, следуя за солнцем. Этот ритуал выражает единство, уважение к светилам и силу общности. Говорят, что во время танца Земля словно получает новый импульс движения, а энергия жизни обновляется. В некоторых местах осуохай продолжается по два-три дня без остановки — участники сменяют друг друга, создавая непрерывное движение.
Как и любое большое торжество, Ысыах не обходится без угощений. Якутская кухня основана на природных дарах — в основе праздничного стола мясные и рыбные блюда, субпродукты, а вместо хлеба — разнообразные лепёшки. Из-за климатических условий фрукты и овощи здесь редкость, но ягоды всегда занимают почётное место. Их едят свежими, делают из них морсы, варенье, компоты. Но главное — не еда, а атмосфера праздника, когда люди наполняются радостью, энергией солнца и ощущением единства, которое сохраняется до следующего солнцестояния.
Когда все обряды подходят к концу, наступает момент, от которого, как считают, зависит судьба всего племени. Вожак или шаман берёт жертвенную ложку — особенный предмет, который связывает людей с духами. С силой подбрасывает её ввысь, словно передавая вопрос небесам. Если ложка падает дном вниз — это знак обильного и удачного года, полного достатка и добра. Если вверх — возможно, впереди испытания. Но, как бы ни повернулась судьба, в этот момент все верят: новый год уже здесь, и он принесёт перемены, которые нужны миру.
Когда наступает зима, якуты, как и все, встречают Новый год 31 декабря, а те, кто исповедует христианство, отмечают и Рождество. Но для каждого якутянина главным праздником остаётся Ысыах — день, когда природа, солнце и человек соединяются в ритме жизни.
Фото: Spiridon Sleptsov / Shutterstock.com
Празднование длится несколько дней, ведь Якутия — край необъятных просторов, и многим приходится преодолевать сотни километров, чтобы собраться всей семьёй. В последние годы даты Ысыаха иногда сдвигают для того, чтобы выбрать наиболее удобные площадки для торжества. В 2022 году в праздновании участвовало более 230 тысяч человек, а традиция отмечать этот день вышла далеко за пределы республики — теперь Ысыах проводят даже в Москве и Санкт-Петербурге, где живут якутские диаспоры.
Этот праздник сравнивают с Новым годом, ведь он символизирует начало нового этапа, благодарность природе и солнцу, торжество обновления. Считается, что в дни Ысыаха божества спускаются на землю, наблюдают за людьми и принимают их дары. В честь этого на месте торжества устанавливают и украшают айыы сэргэ — священные коновязи (приспособления для привязывания лошадей на открытом пространстве, представляющие собой столб с кольцами или ряд вбитых кольев, соединённых натянутой верёвкой), символизирующие связь с высшими силами. Их можно увидеть не только на празднике, но и рядом с домами, скотными дворами — как знак божественного покровительства. По традиции, айыы сэргэ нельзя срубать — они должны сами прийти в негодность, а затем их заменяют новыми.
Каждый год, когда солнце достигает своего пика, наступает время древнего обряда — символической битвы старого и нового года. Среди собравшихся выбирают двух юношей. Одного облачают в шкуру чёрного жеребёнка — он воплощает уходящий год, отживший своё, несущий в себе все пережитые тяготы и радости. Второго наряжают в шкуру белого жеребёнка — он символизирует начало новой жизни, обновление и надежду. Между ними разворачивается борьба, которую все наблюдают с затаённым дыханием. Но исход битвы предрешён — сколько бы ни боролся чёрный дух, он неизбежно уступает белому. Новый год вступает в свои права, принося свет, тепло и процветание.
Но просто встретить новый год недостаточно — необходимо избавиться от прошлого, освободить место для грядущего. Поэтому в эти дни заменяют старые вещи — веник, лопату, утварь. Особенно важен обряд с огнём: в костёр бросают старую кочергу, веря, что именно на ней старый год уезжает прочь.
Среди главных символов праздника — кумыс, напиток, без которого невозможно представить Ысыах. Его пьют, окропляют им жилища, скот, приносят в жертву духам, прося защиты и благополучия. Кумыс символизирует процветание, здоровье, силу рода.
Другой важный ритуал — кормление огня, солнца и неба. Якуты верят, что именно эти стихии дают жизнь, тепло и возможность существовать в суровом северном краю. Поэтому с самого начала праздника разжигают костры, которые не гаснут, пока длится Ысыах. Они олицетворяют гостеприимство, защиту и связь с предками.
Но, пожалуй, самым зрелищным моментом становится осуохай — массовый хоровод, в котором участвуют все желающие. Люди берутся за руки и движутся по кругу, следуя за солнцем. Этот ритуал выражает единство, уважение к светилам и силу общности. Говорят, что во время танца Земля словно получает новый импульс движения, а энергия жизни обновляется. В некоторых местах осуохай продолжается по два-три дня без остановки — участники сменяют друг друга, создавая непрерывное движение.
Как и любое большое торжество, Ысыах не обходится без угощений. Якутская кухня основана на природных дарах — в основе праздничного стола мясные и рыбные блюда, субпродукты, а вместо хлеба — разнообразные лепёшки. Из-за климатических условий фрукты и овощи здесь редкость, но ягоды всегда занимают почётное место. Их едят свежими, делают из них морсы, варенье, компоты. Но главное — не еда, а атмосфера праздника, когда люди наполняются радостью, энергией солнца и ощущением единства, которое сохраняется до следующего солнцестояния.
Когда все обряды подходят к концу, наступает момент, от которого, как считают, зависит судьба всего племени. Вожак или шаман берёт жертвенную ложку — особенный предмет, который связывает людей с духами. С силой подбрасывает её ввысь, словно передавая вопрос небесам. Если ложка падает дном вниз — это знак обильного и удачного года, полного достатка и добра. Если вверх — возможно, впереди испытания. Но, как бы ни повернулась судьба, в этот момент все верят: новый год уже здесь, и он принесёт перемены, которые нужны миру.
Когда наступает зима, якуты, как и все, встречают Новый год 31 декабря, а те, кто исповедует христианство, отмечают и Рождество. Но для каждого якутянина главным праздником остаётся Ысыах — день, когда природа, солнце и человек соединяются в ритме жизни.
Фото: Spiridon Sleptsov / Shutterstock.com