
Вороний день
Культура манси тесно связана с природными циклами. Их жизнь строится вокруг традиционных занятий — охоты и рыболовства, а смена сезонов отмечается особыми праздниками.
Манси — древний западносибирский народ, бережно хранящий свои традиции. Их жизнь неразрывно связана с природой: охота и рыболовство испокон веков были основными занятиями, а смена сезонов определяла уклад их быта. Этот народ говорит на мансийском языке финно-угорской группы и насчитывает около 12 тысяч человек. Среди манси есть православные, но при этом они сохраняют элементы традиционных верований, передавая их из поколения в поколение.
Особое место в культуре манси занимает празднование Нового года, которое проходит дважды: зимний Новый год отмечают в конце лета-начале осени, когда природа «поворачивает» к зиме, а летний — весной, когда прилетают первые птицы. Эти два праздника символизируют мужское и женское начало: осенний праздник связан с началом охотничьего сезона, и в этот период мужчины проводят обряды для привлечения удачи в промысле, а весенний праздник знаменует обновление жизни и больше посвящён семейным традициям.
Мужской Новый год — это время воинственных танцев и соревнований в силе и ловкости. Одним из самых зрелищных событий становятся лодочные гонки на узких длинных челнах, в которых наряду с гребцами всегда находится музыкант, играющий на санквылтапе — традиционном струнном инструменте. Его музыка не просто сопровождает гонку, а несёт духовный смысл: она предупреждает духов о приближении людей, которые готовятся к священным ритуалам. На следующий день мужчины отправляются в святилище, чтобы принести духам дары — обычно это жеребёнок, олень или петух.
Весенний Новый год, который манси называют Вороньим праздником, связан с почитанием ворон. Согласно поверьям, эти птицы зимуют в мире мёртвых и весной возвращаются с душами предков, которые вскоре должны переродиться. Их прилёт означает начало нового жизненного цикла. Чтобы встретить ворон, манси высыпают вокруг пней древесные стружки из детских колыбелей — считается, что птицы могут отогреть в них замёрзшие лапки.
Раньше Вороний праздник длился четыре дня. В первый день собирались только пожилые женщины и маленькие девочки, во второй — все женщины с детьми, в третий — только девушки, а завершающим был общественный день, наполненный музыкой, гаданиями и загадками. В лесу на краю селения к берёзе привязывали цветные полоски ткани с вплетёнными в них монетами, прося духов о благополучии. В том же месте оставляли угощение для ворон.
Традиционным угощением на праздниках манси является каша саламат, приготовленная из ржаной муки и мяса. Перед едой принято бросать кусочек пищи в огонь — в знак уважения к духам. Во дворах из снега лепят столы, за которыми принято угощать каждого гостя.
Манси внимательно следят за приметами, особенно связанными с природой. Они смотрят, на какое дерево сядет первая ворона: если оно высокое — весна будет долгой, если низкое — тёплые дни придут быстро. Если птиц прилетит много, это сулит обильный урожай грибов и ягод.
Существует и строгий запрет: с момента прилёта ворон весной и до их отлёта осенью нельзя рассказывать сказки. Считается, что это занятие для долгих зимних вечеров, а в тёплое время года у людей слишком много забот. Нарушителя может постичь наказание — «ворона нагадит на голову», что приведёт к кожным болезням.
Так традиции манси, глубоко укоренённые в их мировоззрении, продолжают жить, сохраняя связь народа с природой, предками и духами, которые оберегают их мир.
Фото: Пресс-служба Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Особое место в культуре манси занимает празднование Нового года, которое проходит дважды: зимний Новый год отмечают в конце лета-начале осени, когда природа «поворачивает» к зиме, а летний — весной, когда прилетают первые птицы. Эти два праздника символизируют мужское и женское начало: осенний праздник связан с началом охотничьего сезона, и в этот период мужчины проводят обряды для привлечения удачи в промысле, а весенний праздник знаменует обновление жизни и больше посвящён семейным традициям.
Мужской Новый год — это время воинственных танцев и соревнований в силе и ловкости. Одним из самых зрелищных событий становятся лодочные гонки на узких длинных челнах, в которых наряду с гребцами всегда находится музыкант, играющий на санквылтапе — традиционном струнном инструменте. Его музыка не просто сопровождает гонку, а несёт духовный смысл: она предупреждает духов о приближении людей, которые готовятся к священным ритуалам. На следующий день мужчины отправляются в святилище, чтобы принести духам дары — обычно это жеребёнок, олень или петух.
Весенний Новый год, который манси называют Вороньим праздником, связан с почитанием ворон. Согласно поверьям, эти птицы зимуют в мире мёртвых и весной возвращаются с душами предков, которые вскоре должны переродиться. Их прилёт означает начало нового жизненного цикла. Чтобы встретить ворон, манси высыпают вокруг пней древесные стружки из детских колыбелей — считается, что птицы могут отогреть в них замёрзшие лапки.
Раньше Вороний праздник длился четыре дня. В первый день собирались только пожилые женщины и маленькие девочки, во второй — все женщины с детьми, в третий — только девушки, а завершающим был общественный день, наполненный музыкой, гаданиями и загадками. В лесу на краю селения к берёзе привязывали цветные полоски ткани с вплетёнными в них монетами, прося духов о благополучии. В том же месте оставляли угощение для ворон.
Традиционным угощением на праздниках манси является каша саламат, приготовленная из ржаной муки и мяса. Перед едой принято бросать кусочек пищи в огонь — в знак уважения к духам. Во дворах из снега лепят столы, за которыми принято угощать каждого гостя.
Манси внимательно следят за приметами, особенно связанными с природой. Они смотрят, на какое дерево сядет первая ворона: если оно высокое — весна будет долгой, если низкое — тёплые дни придут быстро. Если птиц прилетит много, это сулит обильный урожай грибов и ягод.
Существует и строгий запрет: с момента прилёта ворон весной и до их отлёта осенью нельзя рассказывать сказки. Считается, что это занятие для долгих зимних вечеров, а в тёплое время года у людей слишком много забот. Нарушителя может постичь наказание — «ворона нагадит на голову», что приведёт к кожным болезням.
Так традиции манси, глубоко укоренённые в их мировоззрении, продолжают жить, сохраняя связь народа с природой, предками и духами, которые оберегают их мир.
Фото: Пресс-служба Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа — Югры