
Двенадцатая ночь
Забытый праздник веселья и беспорядка.
В западной христианской традиции Сочельник считается началом Рождества, а ночь с 5 на 6 января, канун Богоявления, является двенадцатой ночью праздников. Сегодня это время для уборки ёлки и новогодних украшений, но когда-то Двенадцатая ночь была ярким и шумным завершением рождественского периода, полным веселья, карнавала и безумных забав.
До конца XIX века Двенадцатая ночь была настоящим праздником, напоминающим римские Сатурналии, когда общественные нормы переворачивались. Люди устраивали розыгрыши, пели у костров и нарушали привычные правила. Это был день свободы, когда каждый мог быть другим, позволив себе выйти за рамки.
Особенно пышно отмечалась Двенадцатая ночь во времена Тюдоров. В дворцах Генриха VIII готовили более 200 блюд, а королева Елизавета I нанимала мастера по изготовлению пряников, создавая съедобные фигурки гостей. Короли устраивали забавы, приглашая «лордов-дураков», а гости веселились, играя в прятки и гадания.
Центральным элементом торжества был огромный пирог с бобами и горошинами, спрятанными внутри. Тот, кто находил боб, становился «королём» вечера, а кто находил горошину — «королевой». Пирог часто дополняли гвоздикой, символизирующей «мошенника». Известен случай 1666 года, когда Сэмюэл Пепис тайком переложил гвоздику в тарелку соседу, чтобы избежать этой роли.
С развитием традиций в эпоху Георгов среди гостей стало принято вытягивать карточки с персонажами, оставаясь в выбранных образах до конца вечера. Джейн Остин однажды участвовала в такой игре, вытянув роль миссис Кэндур, женщины, критически настроенной к окружающим.
Двенадцатая ночь также была временем театральных представлений — в 1602 году была поставлена комедия Шекспира «Двенадцатая ночь», отражавшая дух праздника насмешки и смены ролей.
К началу XVIII века традиции праздника начали изменяться из-за путаницы с датами, а переход на григорианский календарь лишь усугубил ситуацию. К концу XIX века Двенадцатая ночь утратила свою былую пышность, а Викторианская эпоха привела к запрету на шумные карнавалы. Пышные пироги стали простыми рождественскими тортами, а вместо бобов и горошин в них стали прятать монеты.
Тем не менее, некоторые традиции сохраняются и по сей день. Например, в Королевском театре Друри-Лейн до сих пор пекут торт «Бэддели», а в некоторых местах возрождают обычаи обхода садов с песнями и благословениями на урожай. Двенадцатая ночь утратила своё величие, но продолжает жить в иных формах, оставив неизгладимый след в рождественских традициях.
Фото: Balate.Dorin / Shutterstock.com
До конца XIX века Двенадцатая ночь была настоящим праздником, напоминающим римские Сатурналии, когда общественные нормы переворачивались. Люди устраивали розыгрыши, пели у костров и нарушали привычные правила. Это был день свободы, когда каждый мог быть другим, позволив себе выйти за рамки.
Особенно пышно отмечалась Двенадцатая ночь во времена Тюдоров. В дворцах Генриха VIII готовили более 200 блюд, а королева Елизавета I нанимала мастера по изготовлению пряников, создавая съедобные фигурки гостей. Короли устраивали забавы, приглашая «лордов-дураков», а гости веселились, играя в прятки и гадания.
Центральным элементом торжества был огромный пирог с бобами и горошинами, спрятанными внутри. Тот, кто находил боб, становился «королём» вечера, а кто находил горошину — «королевой». Пирог часто дополняли гвоздикой, символизирующей «мошенника». Известен случай 1666 года, когда Сэмюэл Пепис тайком переложил гвоздику в тарелку соседу, чтобы избежать этой роли.
С развитием традиций в эпоху Георгов среди гостей стало принято вытягивать карточки с персонажами, оставаясь в выбранных образах до конца вечера. Джейн Остин однажды участвовала в такой игре, вытянув роль миссис Кэндур, женщины, критически настроенной к окружающим.
Двенадцатая ночь также была временем театральных представлений — в 1602 году была поставлена комедия Шекспира «Двенадцатая ночь», отражавшая дух праздника насмешки и смены ролей.
К началу XVIII века традиции праздника начали изменяться из-за путаницы с датами, а переход на григорианский календарь лишь усугубил ситуацию. К концу XIX века Двенадцатая ночь утратила свою былую пышность, а Викторианская эпоха привела к запрету на шумные карнавалы. Пышные пироги стали простыми рождественскими тортами, а вместо бобов и горошин в них стали прятать монеты.
Тем не менее, некоторые традиции сохраняются и по сей день. Например, в Королевском театре Друри-Лейн до сих пор пекут торт «Бэддели», а в некоторых местах возрождают обычаи обхода садов с песнями и благословениями на урожай. Двенадцатая ночь утратила своё величие, но продолжает жить в иных формах, оставив неизгладимый след в рождественских традициях.
Фото: Balate.Dorin / Shutterstock.com