«Щелкунчик» на Рождество
Традиция постановки балета «Щелкунчик» на Рождество существует в России с 1892 года. Впервые балет П. И. Чайковского был показан в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.
В 1891 году «Щелкунчик» был поставлен по заказу одного из императорских театров — государственных театральных площадок, которые обладали монополией на театральные постановки в крупнейших городах России. Финансируемые царём, эти театры демонстрировали утончённость и мощь русской культуры, обеспечивая при этом строгий контроль империи за художественным самовыражением.
Чайковский создавал музыку на заказ для постановки балетмейстера и хореографа Мариуса Петипа, вдохновляясь повестью прусского писателя Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» написанной в 1816 году.
В балетной постановке история разворачивалась во время рождественского вечера в доме немецкой семьи Штальбаумов, на котором крёстный дарит детям Щелкунчика. После того как вся семья засыпает, Клара (в зависимости от постановки её иногда называют Мари) пробирается обратно к рождественской ёлке, чтобы посмотреть на свои подарки, но теряется в воображаемом мире, где происходит битва между отважным Щелкунчиком и злым Мышиным королём. После победы в битве Щелкунчик превращается в принца и отправляется в заснеженный лес.
Во втором акте зритель вместе с Кларой и принцем наблюдают за прекрасными танцами оживших кукол и фей, имбиря, шоколада и других сладостей. В конце представления фея Сахарной Сливы исполняет дуэт с кавалером, а Клара уезжает с принцем на летающих санях.
Несмотря на то, что Чайковский добился успеха, представив сокращённую версию партитуры за несколько месяцев до дебюта балета, зрители остались равнодушны к первым показам балета в Санкт-Петербурге. Критикам не понравилось то, что в центре сюжета были дети, также они сочли шаги танцоров «тяжёлыми и деревянными».
Сам Чайковский был не в восторге от получившегося спектакля. Он отметил слишком пёстрые костюмы, от которых уставали глаза. А вот царь, напротив, очень высоко оценил постановку.
«Государь был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка... великолепна и в балете даже слишком великолепна — глаза устают от этой роскоши», — писал художник и театральный деятель Александр Бенуа.
«Отчасти проблема, — пишет музыковед Дэмиен Майет, — заключалась в том, что произведение задумывалось как балет-феерия, волшебная история, в которой было мало сюжета и много музыкальных влияний». В отличие от других балетов того времени, «Щелкунчик» подчёркивал веселье и чудеса, и в нём не было трагического величия раннего шедевра Чайковского «Лебединое озеро». Однако, вопреки равнодушию публики и слабой оценке критиков после премьеры спектакль продержался в репертуаре Мариинского театра более 30 лет.
Позже зрители всё же откликнулись на трансформации и оживление природных явлений, таких как снег и цветы, — волшебство, которое в совокупности превратилось в чудесное зрелище. В результате «Щелкунчик» стал популярным в последующих постановках.
Растущий успех спектакля побудил к его первому представлению в Соединенных Штатах в 1944 году в постановке балета Сан-Франциско под руководством режиссёра Уильяма Кристенсена. Это шоу возродило интерес к балету.
Но самый неизгладимый след «Щелкунчика» на молодой американской балетной сцене оставил New York City Ballet (Нью-Йоркский городской балет) в 1954 году. Постановка была переосмыслена хореографом Джорджем Баланчиным, который вырос, танцуя её в России. Так, благодаря строгим режиссёрским решениям, она сменила традиционную хореографию Петипа на парящие шаги Баланчина. Громкому успеху спектакль был обязан великолепным декорациям и безупречной работе бывшей жены Баланчина, прима-балерине Марии Толчиф, воплотившей на сцене новую «Фею Сахарной Сливы».
Три года спустя, в Рождественский сочельник 1957 года, балет транслировали по телевидению, что вызвало огромный интерес у широкой зрительской аудитории. Благодаря силе телевидения популярность «Щелкунчика» быстро росла в Америке. В 1961 году первая леди США Жаклин Кеннеди объявила балет официальной темой Рождества в Белом доме.
Так прусская сказка благодаря музыке великого русского композитора Петра Ильича Чайковского и постановке главного балетмейстера Императорских театров Российской империи, француза по происхождению, Мариуса Петипа, и по сей день остаётся неотъемлемой частью рождественских праздников не только в России и США, но и во всём мире.
Фото: Alin1306 / Shutterstock.com
Чайковский создавал музыку на заказ для постановки балетмейстера и хореографа Мариуса Петипа, вдохновляясь повестью прусского писателя Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» написанной в 1816 году.
В балетной постановке история разворачивалась во время рождественского вечера в доме немецкой семьи Штальбаумов, на котором крёстный дарит детям Щелкунчика. После того как вся семья засыпает, Клара (в зависимости от постановки её иногда называют Мари) пробирается обратно к рождественской ёлке, чтобы посмотреть на свои подарки, но теряется в воображаемом мире, где происходит битва между отважным Щелкунчиком и злым Мышиным королём. После победы в битве Щелкунчик превращается в принца и отправляется в заснеженный лес.
Во втором акте зритель вместе с Кларой и принцем наблюдают за прекрасными танцами оживших кукол и фей, имбиря, шоколада и других сладостей. В конце представления фея Сахарной Сливы исполняет дуэт с кавалером, а Клара уезжает с принцем на летающих санях.
Несмотря на то, что Чайковский добился успеха, представив сокращённую версию партитуры за несколько месяцев до дебюта балета, зрители остались равнодушны к первым показам балета в Санкт-Петербурге. Критикам не понравилось то, что в центре сюжета были дети, также они сочли шаги танцоров «тяжёлыми и деревянными».
Сам Чайковский был не в восторге от получившегося спектакля. Он отметил слишком пёстрые костюмы, от которых уставали глаза. А вот царь, напротив, очень высоко оценил постановку.
«Государь был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка... великолепна и в балете даже слишком великолепна — глаза устают от этой роскоши», — писал художник и театральный деятель Александр Бенуа.
«Отчасти проблема, — пишет музыковед Дэмиен Майет, — заключалась в том, что произведение задумывалось как балет-феерия, волшебная история, в которой было мало сюжета и много музыкальных влияний». В отличие от других балетов того времени, «Щелкунчик» подчёркивал веселье и чудеса, и в нём не было трагического величия раннего шедевра Чайковского «Лебединое озеро». Однако, вопреки равнодушию публики и слабой оценке критиков после премьеры спектакль продержался в репертуаре Мариинского театра более 30 лет.
Позже зрители всё же откликнулись на трансформации и оживление природных явлений, таких как снег и цветы, — волшебство, которое в совокупности превратилось в чудесное зрелище. В результате «Щелкунчик» стал популярным в последующих постановках.
Растущий успех спектакля побудил к его первому представлению в Соединенных Штатах в 1944 году в постановке балета Сан-Франциско под руководством режиссёра Уильяма Кристенсена. Это шоу возродило интерес к балету.
Но самый неизгладимый след «Щелкунчика» на молодой американской балетной сцене оставил New York City Ballet (Нью-Йоркский городской балет) в 1954 году. Постановка была переосмыслена хореографом Джорджем Баланчиным, который вырос, танцуя её в России. Так, благодаря строгим режиссёрским решениям, она сменила традиционную хореографию Петипа на парящие шаги Баланчина. Громкому успеху спектакль был обязан великолепным декорациям и безупречной работе бывшей жены Баланчина, прима-балерине Марии Толчиф, воплотившей на сцене новую «Фею Сахарной Сливы».
Три года спустя, в Рождественский сочельник 1957 года, балет транслировали по телевидению, что вызвало огромный интерес у широкой зрительской аудитории. Благодаря силе телевидения популярность «Щелкунчика» быстро росла в Америке. В 1961 году первая леди США Жаклин Кеннеди объявила балет официальной темой Рождества в Белом доме.
Так прусская сказка благодаря музыке великого русского композитора Петра Ильича Чайковского и постановке главного балетмейстера Императорских театров Российской империи, француза по происхождению, Мариуса Петипа, и по сей день остаётся неотъемлемой частью рождественских праздников не только в России и США, но и во всём мире.
Фото: Alin1306 / Shutterstock.com