Открой
Коляды

Коляды

Сибирские белорусы — потомки переселенцев, которые осваивали эти земли с XVI века, сохранили свои традиции и обычаи даже вдали от родины. Самые значимые зимние праздники — Святки, Новый год и Крещение, сопровождались особыми ритуалами, направленными на привлечение удачи, богатства и благополучия.

Белорусские переселенцы появились в Сибири ещё в XVI веке, когда первопроходцы из этих земель отправлялись осваивать новые территории. В XIX веке волны миграции усилились: сюда ссылали участников восстаний, а затем организовывали переселение малоземельных крестьян. В Сибирь ехали целыми деревнями. Позже, во время Первой мировой войны, сюда прибыло около полутора миллионов беженцев. Кто-то со временем вернулся домой, но многие остались, сохраняя белорусский язык, культуру и традиции в сибирских сёлах.

Одним из главных праздников для белорусских переселенцев были Коляды — Святки, которые отмечались с 7 по 19 января, от Рождества до Крещения. В канун Рождества хозяйки тщательно убирали дом, белили стены и готовили праздничный стол. Центральным блюдом праздничного ужина была кутья — каша из толчёной пшеницы или проса. На Рождество и Крещение она была постной, а на Новый год — «богатой», с молоком и маслом. Кутью могли делать сладкой, с изюмом и мёдом, или солёной — с салом и луком. По традиции её ставили в красный угол на лавку, устланную соломой, а остатки на ночь оставляли на столе, прикрыв скатертью, чтобы «деды» — духи предков могли прийти и угоститься.

Другое важное блюдо святочного стола — овсяный кисель. Его готовили заранее, заливая овсяную муку тёплой водой и оставляя на три дня для закисания. Затем жидкость сливали, а загустевшую массу варили до полужидкого состояния. Такой кисель ели ложками, а его остатки также оставляли на ночь для предков.

Утром 7 января дети собирали по дворам колядки. По улицам ходили ряженые — «чудушки», переодетые в козу, журавля, цыгана или просто выворачивали наизнанку одежду. Колядовщики исполняли песни-благопожелания, восхваляя хозяев и желая им богатства: «чтобы в хлеву было полно овец, а во дворе — сто девять коров».

Святки были временем гаданий. Девушки старались разузнать, каким будет их суженый. Они клали под подушку хлеб со словами: «Суженый-ряженый, приди ночевать и хлеб доедать», надеясь увидеть его во сне. Другие пытались разглядеть в зеркале отражение будущего жениха или ловили луну в зеркале и считали отражения — сколько их, столько будет людей в семье. Самые смелые ночью в одиночестве шли за водой или заходили в хлев, где пытались на ощупь определить будущего супруга: если поймаешь корову за бок — муж будет богатым, за хвост — хвастуном, за рога — бедняком.

На второй день после Рождества отмечали «Бабины» — день повитух. Женщинам, которые принимали роды, приносили платки и полотенца в благодарность, а повитухи угощали гостей кашей.

Новый год, или Васильев вечер, 14 января, встречали по-особенному. В ночь перед праздником в сёлах жгли костры, символически сжигая старый год. Считалось, что в новогоднюю полночь животные начинают говорить человеческим языком, и некоторые пытались подслушать их разговоры. Утром в дом приходили мальчики и мужчины, сеяли зёрна по полу и пели специальные «щедрые» песни. Это был обряд посевания, призванный обеспечить богатый урожай. Чтобы хозяева не забыли отблагодарить их, они напоминали: «Открывайте сундучки, доставайте пятачки».

Завершали праздничный цикл Крещением, 19 января. В этот день набирали святую воду, окропляли ею дом, хлев и скот. Если в деревне не было церкви, воду освящали самостоятельно — опуская в колодец восковой крестик, ведь пчела считалась чистым существом. Святой водой умывали детей, а коров окуривали вереском, чтобы были здоровыми и давали много молока. На Крещение устраивали конные бега и соревнования по бегу, а в завершение Святок обязательно следили за погодой. Если в эти дни шёл снег, это предвещало богатый урожай грибов и ягод.

Во все святочные вечера существовали строгие запреты: нельзя было стирать и прясть, поскольку это считалось осквернением святых дней. Разрешались только работы, связанные с созданием нового — например, шить одежду, но чинить старую было запрещено.




Фото: Kaichankava Larysa / Shutterstock.com

Похожие материалы