
Икэнипкэ
Новый год у коренных народов Восточной Сибири наступает под... кукование кукушки.
Икэнипкэ — древний праздник, где природа задаёт ритм торжества. Это не простая встреча Нового года, а яркая демонстрация жизни охотников и кочевников.
Эвенкийский Новый год, Икэнипкэ, что в переводе означает «подражание жизни», словно ожившая легенда, хранит в себе дух древности. Сегодня его чаще называют Бакалдын — «встреча». Когда-то праздник носил имя Сэвэкан, и у него не было строгих календарных рамок. Его начало диктовала сама природа: первый крик кукушки возвещал, что время пришло. «Вот и настал новый год, пусть он принесёт удачу», — говорили эвенки, встречая это мгновение, полное надежд на обновление и изобилие.
Подготовка к празднику начиналась задолго до его наступления. Особым ритуалом было создание нарядов. Эти костюмы, расшитые ярким бисером, украшенные звенящими металлическими деталями и обшивкой из лучшего меха, должны были стать настоящим произведением искусства. Шить их могли годами, вкладывая в каждую строчку частичку души. Бережно хранимые в специальных сумках, такие наряды передавались из поколения в поколение как бесценное наследие. Надеть их можно было лишь однажды в году.
Раньше эвенки жили несколькими семьями, отрезанными от остального рода. Новый год был временем воссоединения. Люди собирались большими группами, чтобы вспомнить ушедших, поделиться историями о прожитом и получить силы и благословение от бога-творца. Этот период назывался умудян — «объединение».
В конце XIX — начале XX века в центре собраний всегда находился шаман — хранитель связи с миром духов. Сердцем праздника был ритуальный чум — традиционное переносное жилище, в этот день становился храмом, возведённым для общения с высшими силами. Вокруг него выставляли фигуры животных и духов, помощников шамана. Внутри устанавливался высокий столб, увенчанный беличьим гнездом на улице — пристанищем для духов. На вершине столба оставляли дары богам, прося у них благословения на будущий год.
После «очищения», произведённого шаманом, начинался долгий обряд, длящийся восемь дней, где участники с помощью танца воспроизводили путь охотников.
В первый день, названный «вспугивание зверя», все ритуальные действия были направленны на пробуждение удачи. Второй день, именовавшийся как «шесть поворотов», был днём преследования добычи. Третий день — «прямой путь», начинался с хоровода, отгоняющего злых духов. Четвёртый день — «горелый путь», участники преодолевали трудности. Пятый и шестой дни — время «хорошего пути», предвещавшего успех. Седьмой день был посвящён охоте, которая достигала своей кульминации, когда мужчины «стреляли» в деревянных оленей. Наконец, в восьмой день шаман «доходил» до верховного божества, принося благословение народу. Этот ритуал был больше, чем танец, — он являлся отражением жизни эвенков, их связи с природой, их надежд и чаяний.
Сегодня ритуалы упрощены, но дух торжества остался прежним. Вместо шаманов праздник ведут запевалы, которые начинают исполнять песни с благими пожеланиями, а остальные подхватывают их строки. После хороводов накрывается общий стол с блюдами из оленины, проводятся соревнования в стрельбе и борьбе. Звенят песни, веселье разливается по округе, соединяя прошлое с настоящим.
Эвенкийский Новый год — это не просто праздник. Это живое свидетельство древних традиций, торжество, где каждый жест и слово — благодарность природе и надежда на новый цикл изобилия и гармонии.
Фото: Piotr Krzeslak / Shutterstock.com
Эвенкийский Новый год, Икэнипкэ, что в переводе означает «подражание жизни», словно ожившая легенда, хранит в себе дух древности. Сегодня его чаще называют Бакалдын — «встреча». Когда-то праздник носил имя Сэвэкан, и у него не было строгих календарных рамок. Его начало диктовала сама природа: первый крик кукушки возвещал, что время пришло. «Вот и настал новый год, пусть он принесёт удачу», — говорили эвенки, встречая это мгновение, полное надежд на обновление и изобилие.
Подготовка к празднику начиналась задолго до его наступления. Особым ритуалом было создание нарядов. Эти костюмы, расшитые ярким бисером, украшенные звенящими металлическими деталями и обшивкой из лучшего меха, должны были стать настоящим произведением искусства. Шить их могли годами, вкладывая в каждую строчку частичку души. Бережно хранимые в специальных сумках, такие наряды передавались из поколения в поколение как бесценное наследие. Надеть их можно было лишь однажды в году.
Раньше эвенки жили несколькими семьями, отрезанными от остального рода. Новый год был временем воссоединения. Люди собирались большими группами, чтобы вспомнить ушедших, поделиться историями о прожитом и получить силы и благословение от бога-творца. Этот период назывался умудян — «объединение».
В конце XIX — начале XX века в центре собраний всегда находился шаман — хранитель связи с миром духов. Сердцем праздника был ритуальный чум — традиционное переносное жилище, в этот день становился храмом, возведённым для общения с высшими силами. Вокруг него выставляли фигуры животных и духов, помощников шамана. Внутри устанавливался высокий столб, увенчанный беличьим гнездом на улице — пристанищем для духов. На вершине столба оставляли дары богам, прося у них благословения на будущий год.
После «очищения», произведённого шаманом, начинался долгий обряд, длящийся восемь дней, где участники с помощью танца воспроизводили путь охотников.
В первый день, названный «вспугивание зверя», все ритуальные действия были направленны на пробуждение удачи. Второй день, именовавшийся как «шесть поворотов», был днём преследования добычи. Третий день — «прямой путь», начинался с хоровода, отгоняющего злых духов. Четвёртый день — «горелый путь», участники преодолевали трудности. Пятый и шестой дни — время «хорошего пути», предвещавшего успех. Седьмой день был посвящён охоте, которая достигала своей кульминации, когда мужчины «стреляли» в деревянных оленей. Наконец, в восьмой день шаман «доходил» до верховного божества, принося благословение народу. Этот ритуал был больше, чем танец, — он являлся отражением жизни эвенков, их связи с природой, их надежд и чаяний.
Сегодня ритуалы упрощены, но дух торжества остался прежним. Вместо шаманов праздник ведут запевалы, которые начинают исполнять песни с благими пожеланиями, а остальные подхватывают их строки. После хороводов накрывается общий стол с блюдами из оленины, проводятся соревнования в стрельбе и борьбе. Звенят песни, веселье разливается по округе, соединяя прошлое с настоящим.
Эвенкийский Новый год — это не просто праздник. Это живое свидетельство древних традиций, торжество, где каждый жест и слово — благодарность природе и надежда на новый цикл изобилия и гармонии.
Фото: Piotr Krzeslak / Shutterstock.com