Открой
Рождественские ряженые

Рождественские ряженые

Кто такие ряженые и какую маску надеть для исполнения желаний: тайный смысл старинной рождественской традиции

Одетые в маскарадные костюмы люди, переходившие от дома к дому в соответствии со старинным святочным обрядом. Именно так в толковых словарях описываются ряженые. Весёлая игра на переодевание в странные костюмы, когда ряженые приходят в гости к соседям, а хозяева пытаются угадать, кто скрывается под слоями одежды, уже много веков является частью культуры у разных народов.

Традиция берёт начало ещё в Древнем Риме, а в Средние века она распространилась по территории Англии. Но особую популярность она приобрела в одной из провинций Канады. По одной из версий в Ньюфаундленд и Лабрадор традицию привезли лишь в XVII веке иммигранты из Англии и Ирландии, но со временем она изменилась и превратилась в уникальный обряд, характерный именно для этой рыбацкой провинции.

В Ньюфаундленде этот народный обычай также известен как «дженнинг». Его суть заключается в том, что люди надевают эксцентричные наряды, закрывают лица и меняют голос, чтобы оставаться неузнанными. Группа ряженых заходит к друзьям или соседям, веселится, включает музыку, танцует и разыгрывает дурака. Задача хозяев — угадать, кто скрывается под масками. Если личность раскрыта, ряженый может снять маску. Обычно хозяева угощают гостей рождественским пирогом и предлагают традиционные напитки, такие как вино с сиропом или черникой.

К началу XIX века традиция настолько укоренилась, что приобрела опасный характер. Люди выпивали, переодевались и замышляли свести старые счёты, нередко случались драки и даже преступления. В исторических документах сохранились записи о судебных разбирательствах, связанных с ряжеными. Одно из самых печально известных происшествий — убийство Исаака Мерсера в бухте Робертс. После этого власти пытались установить строгий контроль: ряженых обязали регистрироваться, но эта мера не дала результатов, и в итоге традицию вовсе запретили.

Однако обычай не исчез полностью — люди продолжали устраивать такие гулянья дома, хотя на улицах ряженые встречались всё реже.

Возрождение интереса к ряженым началось в конце 1970-х годов, а настоящий всплеск популярности случился в 1981 году благодаря музыкальному дуэту Simani. Их песня The Mummer’s Song напомнила жителям Ньюфаундленда о старом обычае и подтолкнула к его возрождению. В песне есть забавные предостережения для слишком шумных ряженых: «Осторожнее с лампой! Держитесь подальше от плиты. Не раскачивайте бабушку слишком сильно, ведь она уже старенькая».

Одним из главных символов этого возрождения стал фестиваль ряженых в Сент-Джонсе, который впервые прошел в 2009 году и теперь проводится ежегодно за несколько недель до Рождества. Центральным событием фестиваля стало шествие ряженых, где царит полное безумие: на официальном сайте организаторы призывают участников переосмыслить одежду, заявляя: «Глупость — новая норма, нижнее бельё — верхняя одежда, а занавес — это не просто занавес...»

Так старинный обычай вновь стал частью рождественских праздников Ньюфаундленда, наполняя улицы города смехом, музыкой и духом беззаботного веселья.

Кроме ряженых, в разных уголках Ньюфаундленда и Лабрадора существовали и другие праздничные обычаи. Например, в Ислингтоне канун Рождества сопровождался особым колядованием. Местные жители ходили от дома к дому, исполняя два рождественских гимна, известных только в регионе Тринити-Бэй.

А в 1950–1960-х годах в Сент-Джонсе была своя детская традиция — «устроить своё Рождество». Дети обходили дома соседей, стучали в двери и спрашивали: «Миссис, можно нам посмотреть на вашу рождественскую ёлку?» Хозяева радушно впускали гостей, угощали печеньем или пирогом, после чего ребята шли дальше, в следующий дом или в местную лавку.




Фото: Dolores M. Harvey / Shutterstock.com

Похожие материалы