Открой
Указ Петра Великого о встрече Нового года

Указ Петра Великого о встрече Нового года

Входя одной ногой в новое столетие, царь Пётр I решил ввести и современную традицию празднования Нового года.

20 декабря 7208 года вышел от государя Указ № 1736 «О праздновании Нового года». Предписания в нём были следующие:

«Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, «...» лета свои счисляют от Рождества Христова «...» и указал впредь лета счислять «...» от Рождества Христова 1700 года. «...» Перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, «...» и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года».

Государь почувствовал власть, данную ему и осознал, что в его силах ввести радикальные изменения, которые приведут общество в светлое будущее. Царь верил в то, что прежние традиции явились причиной того, что государство застыло во времени. Они же не давали прогрессировать и самому народу. Потому, им было принято твёрдое решение об искоренении устаревших обычаев и введении новых.

Для нас кажется непривычным и странным, что люди тогда поневоле наряжали ёлку и украшали дома. Что бы мы сейчас делали без Петра Алексеевича, царя-реформатора? Ведь он прописал в указе всё в мельчайших подробностях. Даже то, что в честь новогоднего праздника положено было веселиться! По нововведению, торжество следовало отмечать по строго установленным и детально прописанным правилам. Чем громче устраивались гуляния, чем чаще звучали весёлые песни, тем более успешным считалось празднование.

«Друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом... каждому на своем дворе, из небольших пушечек, «...» учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, «...» и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы...».

Пётр Великий принуждал своих приближённых ходить по гостям, поздравлять с Новым годом и отмечать его с ними в том числе. Говорят, настолько строго контролировалось празднование, что Пётр лично бывало следил, как это указание исполняется. Наведывался в знатные дома без предупреждения, дабы проверить, всё ли согласно его велению делается. Целью этого подхода было создать атмосферу, которая бы воплощала идею общего обновления и процветания.

В 1700 году григорианский календарь, который ранее распространился по многим странам Европы, включая Голландию и Германию, был новинкой для России. Задержка в принятии этого нововведения привела к тому, что Новый год в России отмечался на 11 дней позже, чем у европейских соседей. Государь принял решение о переходе на новое летоисчисление, однако такое намерение столкнулось с неодобрением со стороны Русской православной церкви, которая сохраняла верность прежним традициям и с недоверием относилась к подобного рода изменениям. Церковь переживала, что нововведение носит светский характер и подрывает религиозные устои. Тем не менее, у неё не было достаточного влияния, чтобы противостоять государю, и 1 сентября, ранее значимый церковный праздник, постепенно утратил свою важность.

Недовольство возникло и среди народа. Им было сложно привыкнуть к новой реальности. Ведь кроме переноса новогоднего праздника на январь появилась необходимость и носить иноземные одежды.

Государь, однако, был полон решимости. Он понимал необходимость реформ во всех областях жизни страны и проявлял редкое для того времени упрямство, последовательно проводя свою политику. Несмотря на протесты и сомнения со стороны различных слоёв общества, его воля была непоколебимой. Цель заключалась в модернизации и интеграции России в европейское сообщество, что, по его мнению, требовало отказа от старых традиций и введения новых, более соответствующих современности. Таким образом, Рождество и Новый год постепенно стали символами этих изменений, приобретая черты светского праздника.

Сейчас же тот указ хранится в Государственном историческом музее в Москве. Любой желающий может прийти, с целью полюбоваться на изящно выведенные буквы и окунуться с головой в историю нашего государства.




Иллюстрация: Константин Маковский «Пётр I в своей мастерской», втор. пол. XIX в.

Похожие материалы