С горки — ух!
История появления главной зимней забавы на Руси.
От разноцветных комбинезонов пестрит в глазах, всюду слышится детский смех. Кто-то с радостным криком съезжает с горки на пухлой ватрушке — народное название тюбинга, кто-то пока только предвкушает весёлый спуск. Удивительно, как долго существует эта зимняя забава и не теряет своей актуальности.
Первые упоминания о катальных горках можно найти ещё в допетровскую эпоху. Популярность развлечения легко объяснялась, ведь оно было доступно всем слоям общества. В деревнях просто заливали тропинки на спуске водой, в городах — возводили деревянные конструкции с длинным скатом.
При императорском дворе любили зимние развлечения, поэтому инженеры старались угодить и порадовать знать. Архитектор Франческо Растрелли в северной столице спроектировал для Екатерины II невероятный аттракцион. Это была катальная горка высотой 20 метров, протяженностью 532 метра. Существовали и более скромные аналоги, но на современный родительский взгляд их сложно назвать безопасными — они всё равно были очень высокими.
А на чём же катались с этих горок? Ледянки — выбор бедного населения. Для их изготовления брали большую корзину, которую ставили в навоз, затем в воду и отправляли на мороз. Утром уже можно было бежать на горку и скатываться с ветерком.
Популярными были и деревянные сани или салазки. В зависимости от достатка владельца они отличались резьбой и размером. В истории зафиксированы снежные дилижансы — огромная повозка на полозьях, рассчитанная на шесть посадочных мест. Традиционно сани украшались расшитыми подушками и шкурами животных. А полозья заранее натирались навозом и заливались водой.
Сейчас для катания чаще всего используются тюбинги или ватрушки. Хотя поколение постарше с улыбкой может вспомнить времена, когда для этих же целей использовались картонки, целлофановые пакеты и даже школьные ранцы.
Сменялись целые эпохи, а детвора по-прежнему ждёт наступления зимы, чтобы отправиться на горку. Каждому хочется забраться повыше, чтобы скатиться на скорости, от которой захватывает дух. И сохранить в памяти счастливое воспоминание об искристом снеге и румянце на щеках.
Фото: Volodymyr TVERDOKHLIB / Shutterstock.com
Первые упоминания о катальных горках можно найти ещё в допетровскую эпоху. Популярность развлечения легко объяснялась, ведь оно было доступно всем слоям общества. В деревнях просто заливали тропинки на спуске водой, в городах — возводили деревянные конструкции с длинным скатом.
При императорском дворе любили зимние развлечения, поэтому инженеры старались угодить и порадовать знать. Архитектор Франческо Растрелли в северной столице спроектировал для Екатерины II невероятный аттракцион. Это была катальная горка высотой 20 метров, протяженностью 532 метра. Существовали и более скромные аналоги, но на современный родительский взгляд их сложно назвать безопасными — они всё равно были очень высокими.
А на чём же катались с этих горок? Ледянки — выбор бедного населения. Для их изготовления брали большую корзину, которую ставили в навоз, затем в воду и отправляли на мороз. Утром уже можно было бежать на горку и скатываться с ветерком.
Популярными были и деревянные сани или салазки. В зависимости от достатка владельца они отличались резьбой и размером. В истории зафиксированы снежные дилижансы — огромная повозка на полозьях, рассчитанная на шесть посадочных мест. Традиционно сани украшались расшитыми подушками и шкурами животных. А полозья заранее натирались навозом и заливались водой.
Сейчас для катания чаще всего используются тюбинги или ватрушки. Хотя поколение постарше с улыбкой может вспомнить времена, когда для этих же целей использовались картонки, целлофановые пакеты и даже школьные ранцы.
Сменялись целые эпохи, а детвора по-прежнему ждёт наступления зимы, чтобы отправиться на горку. Каждому хочется забраться повыше, чтобы скатиться на скорости, от которой захватывает дух. И сохранить в памяти счастливое воспоминание об искристом снеге и румянце на щеках.
Фото: Volodymyr TVERDOKHLIB / Shutterstock.com