
Ель
Древнее дерево Рождества и света.
Ель не всегда имела почётный статус Рождественского дерева, однако символом Рождества стала задолго до христианства. Её история уходит в глубину веков, в мифы и ритуалы древних народов, где она была признана воплощением вечной жизни, связи с небом и землёй, духом рождения и обновления.
В Древнем Египте ель считалась священным деревом. Под её ветвями, как гласит легенда, родился бог Библос, прообраз Осириса — божества возрождения. В Греции ель была посвящена Артемиде — богине Луны и рождения. Её считали покровительницей новорождённых и матерей, что очень символично для праздника Рождества, связанного с рождением Божественного Младенца. У кельтов ель называли «деревом рождения» и соотносили с днём зимнего солнцестояния — моментом, когда свет снова начинает побеждать тьму. Ель была живым напоминанием о том, что даже в самое тёмное время года в мире присутствует жизнь, и она снова расцветёт.
В некоторых мифологиях ель была не только деревом жизни, но и символом женского начала — силы, приносящей новую жизнь. Её вечнозелёные ветви означали бессмертие, устойчивость и способность к обновлению. Считалось, что ель соединяет землю и небо, будучи священным стволом, по которому духи могли подняться к свету. Даже в греческих весенних обрядах, проводимых в честь Великой Матери, ель играла центральную роль. А в Северной Азии её считали Космическим деревом, через которое можно было достичь божественного света. С приходом христианства ель не потеряла своего значения. Наоборот, она стала символом новой веры. На Рождество её стали украшать сладостями, фруктами, свечами и лентами — как образ даров Христа миру: света, любви и духовной жизни.
В Древнем Египте ель считалась священным деревом. Под её ветвями, как гласит легенда, родился бог Библос, прообраз Осириса — божества возрождения. В Греции ель была посвящена Артемиде — богине Луны и рождения. Её считали покровительницей новорождённых и матерей, что очень символично для праздника Рождества, связанного с рождением Божественного Младенца. У кельтов ель называли «деревом рождения» и соотносили с днём зимнего солнцестояния — моментом, когда свет снова начинает побеждать тьму. Ель была живым напоминанием о том, что даже в самое тёмное время года в мире присутствует жизнь, и она снова расцветёт.
В некоторых мифологиях ель была не только деревом жизни, но и символом женского начала — силы, приносящей новую жизнь. Её вечнозелёные ветви означали бессмертие, устойчивость и способность к обновлению. Считалось, что ель соединяет землю и небо, будучи священным стволом, по которому духи могли подняться к свету. Даже в греческих весенних обрядах, проводимых в честь Великой Матери, ель играла центральную роль. А в Северной Азии её считали Космическим деревом, через которое можно было достичь божественного света. С приходом христианства ель не потеряла своего значения. Наоборот, она стала символом новой веры. На Рождество её стали украшать сладостями, фруктами, свечами и лентами — как образ даров Христа миру: света, любви и духовной жизни.

Ель использовали в обрядах и медицине. Из её веток делали мази от ран и настои от простуды, натирали руки от трещин, излечивали головные боли. Удмурты приносили еловым веткам жертвы, а перед строительством дома клали ель в фундамент — как защитницу и покровительницу семьи. В древности ель также применялась в ритуалах очищения и оберега. Её ветвями хлестали друг друга после похорон, чтобы духи не следовали за людьми в дом. На Новый год северные народы использовали её как ритуальный символ обновления и защиты.
Первая ёлка на Рождество упоминается в 1521 году во французском Эльзасе. Тогда местный лесник по приказу властей срубил дерево, чтобы украсить город к празднику. Позже обычай распространился в Германии, где в XVII веке уже зажигали свечи на нескольких маленьких ёлочках. Со временем их заменили одной большой ёлкой, и с тех пор эта традиция распространилась по всему миру, включая Латинскую Америку, куда она попала лишь в XIX веке через французский двор.
Сегодня рождественская ёлка — это не просто украшенное дерево. Это живое напоминание о вечной надежде. Она стоит в нашем доме в самый тёмный момент года, когда природа словно замирает, и говорит нам: «Жизнь продолжается. Свет возвращается». И в этом — вся суть Рождества.
Фото: Octavian Lazar, olko1975 / Shutterstock.com
Первая ёлка на Рождество упоминается в 1521 году во французском Эльзасе. Тогда местный лесник по приказу властей срубил дерево, чтобы украсить город к празднику. Позже обычай распространился в Германии, где в XVII веке уже зажигали свечи на нескольких маленьких ёлочках. Со временем их заменили одной большой ёлкой, и с тех пор эта традиция распространилась по всему миру, включая Латинскую Америку, куда она попала лишь в XIX веке через французский двор.
Сегодня рождественская ёлка — это не просто украшенное дерево. Это живое напоминание о вечной надежде. Она стоит в нашем доме в самый тёмный момент года, когда природа словно замирает, и говорит нам: «Жизнь продолжается. Свет возвращается». И в этом — вся суть Рождества.
Фото: Octavian Lazar, olko1975 / Shutterstock.com